Документация

  •   Документы школы

    +2
  •    МЧС

    18
  •    Центр гигиены и эпидемиологии

    5
  •    ГАИ Фрунзенского района

    +1
  •    Информатизация

    ВАЖНО!

TAGS :: КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

ОБЪЯВЛЕНИЯ · НОВОСТИ · +375 (17) 2282960 - Директор (приемная)

Меню раздела

В 1926 году в журнале «Белорусский пионер», начиная с 11 номера, начинает печататься повесть Янки Мавра «Человек идёт» с иллюстрациями художника А. Тычины. Дело в том, что художник Тычина, который принимал участие в оформлении журнала, рассказал фактическому редактору А. Якимовичу, что в 25-ой железнодорожной школе, где Тычина преподавал рисование, работает учителем географии и истории очень интересный человек -- Иван Михайлович Фёдоров. К нему и обратился А.Якимович с просьбой написать что-нибудь для юных читателей, и вскоре Иван Михайлович принёс редактору своё первое крупное произведение. Писатель старался не только обогатить читателя знаниями, но нарисовать картину, вызвать эмоциональное отношение, живую заинтересованность. И это ему удалось. Читатели встретили повесть с интересом и нетерпением ожидали её продолжения в последующих номерах, о чём не раз писали в редакцию. Повесть «Человек идёт» была подписана псевдонимом – Янка Мавр. У многих писателей были псевдонимы – Крапива, Дудар, Чарот и вдруг таинственный – Мавр. Соединение иноземного, таинственного Мавр с исконно белорусским –Янка. Откуда же взялось это экзотичное и одновременно такое «домашнее» литературное имя? Выбор псевдонима – загадка.   Имя Янка Мавр – символично, в нём соединяются национальная основа и интернационализм творчества писателя. В последующих повестях «Сын воды» и «В стране райской птицы» писатель рассказывал юным читателям правду о жизни колониальных и зависимых народов. Процесс формирования Мавра как писателя в 20- е года происходил очень бурно. Одна за другой появляются повести; «В стране райской птицы» (1928),   «Сын воды» (1928), роман «Амок» (1929)—произведения, как называл сам писатель «Майнридовского блока». Дочь писателя – Александра Копылова в своих воспоминаниях рассказывает, как Янка Мавр писал свои интересные и захватывающие книги:

 

«В каких условиях работал отец?

Эти условия не назовёшь блестящими. В самой большой комнате вышеописанной квартиры стоял у окна письменный стол отца и этажерка с книгами. Кроме того, эта комната служила гостиной и столовой для всех нас.

 

Нам, детям, всем всегда предоставлялась безграничная свобода во всём. Днём мы носились по двору, лазили по крыше нашей квартиры (благо окна выходили прямо на крышу), без конца к нам приходили друзья (у каждого из четырёх—свои), в коридоре и на чердаке устраивались военные сражения, часто звучала музыка. Вспоминая те шумные игры, я поражаюсь безграничному терпению наших родителей. Естественно, работать дома в таких условиях днём было невозможно.

 

И, вот, когда все засыпали в доме, наступала тишина, тогда отец надевал огромные валенки, набрасывал на плечи шубу (в доме холодно было, и отец всегда пояснял, что когда думаешь, кровь приливает к голове за счёт ног) и садился за письменный стол. Так иногда он работал до нашего пробуждения.

 

Интересно, что отец никогда не говорил нам: «Вы не даёте мне работать». Когда мы с братом слишком шумели, а подчас и ссорились, отец сажал нас в разные концы дивана и говорил, что не отпустит пока мы не помиримся. Через несколько минут мы готовы были пойти на любое примирение, только бы не сидеть неподвижно.»

 

В 1930 году Янка Мавр из школы перешёл на работу в Государственное издательство Беларуси, где до 1936 года был заведующим детского сектора, консультантом, редактором. 27 лет отдал писатель школе и потом больше   40 лет был литератором, однажды сказал, что в душе всё равно остаётся учителем.

 

В 1930 году была написана книга «Полесские робинзоны» -- самая любимая Мавром. В ней писатель показал, что и под небом Белоруси, есть своя романтика, которая не всеми замечается. «Есть пущи, не менее интересные, чем далёкие тропические леса. Есть озёра и болота, которые весной превращаются в моря.

 

Есть звери, которые реже встречаются на свете, чем слоны и тигры.» Положение в которое попадают герои Мирон и Виктор не менее драматично, чем положение Робинзона Крузо. Мавровские робинзоны вызывают симпатию тем, что их любовь к родному краю, к природе – не декларативна, не отстранённа, а   по –хозяйски заботлива и бережлива.

 

По художественному оригинально и другое произведение Янки Мавра «ТВТ» (1934) – весёлая, занимательная повесть, про то как «школьники взбунтовались против власти вещей и научились видеть то, что другие не видят».     Некоторые противник «ТВТ» писали, что автор перенимает идею произведения А. Гайдара «Тимур и его команда», но в дело в том что повесть Я. Мавра появилась на шесть лет раньше. В повести выявилась новая авторская особенность — юмор, он в комизме ситуаций, в гипербализации. Книга заинтересовала не только детей. Янка Купала отмечал: «После того как я прочитал «ТВТ», я почувствовал, что стал смотреть на мир совсем другими глазами, выискивая, нельзя ли что подправить».

 

Стремление к познанию мира, и необыкновенная сила фантазии никогда не покидали Янку Мавра. Они и помогли ему найти ответ на вопрос, как писать, о чём писать, содействовали тому, что он расширил горизонты белорусской литературы и стал основателем научно-познавательного и приключенческого жанров, её классиком.

НЕМНОГО О НАС

Сайт временно работает в режиме BETA. Все увиденные баги можете присылать на почту alex180986@gmail.com

Официальный сайт

Регистрационное свидетельство №1141101950 от 27.06.2011г.

Графические элементы предоставлены сайтом ru.freepik.com

         

ШКОЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ

Грамота7Грамота10Грамота9

ГОСТЕВАЯ КНИГА :: ЗАДАТЬ ВОПРОС


Введите код показанный выше